Translate

Мариинский институт

 Во время правления императора Павла I (при деятельном участии его супруги Марии Федоровны) в России стала складываться система учреждений 4-го отделения, деятельность которого была посвящена благотворительным учреждениям и женским учебным заведениям.

Расширение сети «Мариинских» учебных заведений привело к тому, что 22.07.1853 в Новочеркасске был открыт Мариинский Донской институт благородных девиц — первое среднее женское учебное заведение на Дону. Николай I писал: «Воспитательное для девиц заведение на Дону должно иметь главнейшею целью образовать для края как бы рассадник благородного просвещения жен, хозяек и, в особенности, матерей, которые, будучи первыми наставницами детей, поселили бы в юных сердцах чувства христианского смирения и неограниченную преданность престолу».



Торжественное открытие института состоялось в только что построенном здании войскового госпиталя (ныне госпиталь МВД на площади Павлова). В присутствии атамана М. Г. Хомутова и отцов города был оглашен Устав, в соответствии с которым «окончившим полный курс выдается аттестат за подписью членов Совета, которым приобретается право на звание домашних учительниц без особого испытания».

Финансирования складывались из субсидий 4-го отделения императорской канцелярии, пошлины с отводимых в потомственное владение донским дворянам земель, процентов с жертвуемой местными дворянами суммы, неприкосновенного капитала, завещанного наказным атаманом М. Г. Власовым, и, наконец, из платы за обучение, вносимой «своекоштными» воспитанницами. Органом управления был Совет во главе с председателем — наказным атаманом М. Г. Хомутовым, членами его — вдова генерал-майора Буюрова (нач. института), директор Новочеркасской гимназии И. Я. Золотарев и заведующий управлением хозчастью.



Совет разрешал проблемы административно-финансового и хозяйственного порядка; учебный процесс регулировался директором гимназии. В компетенции нач. находились вопросы нравственного и физического воспитания.

В институте обучались 120 девочек, из них 36 находились на казенном иждивении и назывались войсковыми воспитанницами, а 84 платили за обучение (своекоштные). Все воспитанницы жили в институте, были пансионерками. Своекоштными воспитанницами принимались девочки 8 лет, а войсковыми — 9 лет. Для поступления в приготовительный класс требовалось умение читать и писать по-русски. Первоначально учебный курс был разделен на 3 класса, срок обучения в которых составлял 2 года и приготовительного класса для воспитанниц, не прошедших домашнего обучения. Преподавались «предметы и искусства»: Закон Божий, русская и французская словесность, арифметика и понятия об измерениях, «нужнейшие сведения из естественной истории и физики», география, история всеобщая и России, рисование, чистописание, церковное пение, танцы, рукоделие, домашнее хозяйство. Музыкальное образование давалось за дополнительную плату. Всё внеклассное обучение и воспитание ложилось на классных дам, от которых требовалось знание педагогики, иностранных языков, игры на рояле и танцев.



В 1863 обучение стало семиклассным и возросла плата за обучение. Контингент воспитанниц формировался с учетом целого ряда ограничений. Сначала в него принимались только дочери потомственных дворян. С середины 70-х гг. он стал доступен дочерям купцов, торговых казаков, офицеров, чиновников и других слоев общества. Дети недворянского происхождения допускались только за плату и при наличии вакансий. Собственное здание институт получил в 1891 (архитектор Р. А. Гедике). Закладка его состоялась 6 мая 1887 на Почтовой (ныне Пушкинской) ул. Первые камни были положены присутствовавшими на этой торжественной и многолюдной церемонии Императором Александром III, Императрицей и Великими князьями Георгием Александровичем и Николаем Николаевичем.

В новом здании, помимо классных комнат, имелись: актовый и гимнастический залы, физический кабинет, церковь, лазарет, спальни, квартиры служащих, библиотека и др. Институт владел загородной дачей с домом, садом, лесом и др., подаренной еще в 1853 ротмистром П. Г. Луковкиным, которая находилась возле железнодорожной площадки, не доезжая до станции Аксай.

В 1917 приход к власти Временного правительства привел к упразднению собственных императорских канцелярий и институт перешел в ведение Министерства государственного призрения. После Октябрьской революции на Дону стали формироваться образовательные структуры объединенного Войскового правительства, а позднее Донской советской республики. В ноябре

1917 в России были отменены сословия, поэтому весной 1918 институт стал именоваться Мариинским Донским институтом.

В 1918-19 учебном году число воспитанниц значительно превышало норму в связи с приемом эвакуированных из Петрограда воспитанниц Смольного института.

В 1919 при институте открылись курсы сестер милосердия и сформировалась техническая дружина, куда приглашались воспитанницы для шитья одежды партизанскому отряду Э. Ф. Семилетова и изготовления бинтов для лазарета.

25.10.1919 атаманом А. П. Богаевским был утвержден «Устав женских институтов», находящихся на земле Всевеликого Войска Донского. Согласно новому Уставу институт по-прежнему возглавлялся начальницей. Прежний Совет был ликвидирован и сформирован педагогический совет, а также хозяйственный комитет.

С января 1920 обучение велось в 8 классах и наряду с девочками стали принимать и мальчиков. После окончания гражданской войны весной 1920 Мариинский Донской институт преобразован в Донской интернат Трудовой Единой Школы.

23.12.1919 институт был эвакуирован из Новочеркасска вначале в Екатеринодар (Краснодар), а затем в Болгарию и далее в Югославию. В Югославии он обосновался в г. Баната (Белая Церковь). Возглавила его вдова генерала Духонина. Мариинскому Донскому институту было предоставлено большое, красивое, удобное здание с помещениями для дортуаров и классов, большими залом и двором с гимнастическими снарядами и хозяйственными службами. В 1930 королева Югославии Мария приняла его под свое покровительство. В 1940 институт по требованию военных властей вынужден был перейти в другое помещение, а в марте 1941 воспитанниц распустили по домам. Наряду с учебной программой, одинаковой для всех учебных заведений в Югославии, в институте была дополнительная программа приобщения воспитанниц к русской истории и литературе. Преподаватели неустанно повторяли, что родина воспитанниц — Россия, что русское влияние на весь мир необычайно велико, что воспитанницам есть чем гордиться. Поэтому, несмотря на испытания, вторичную эмиграцию, воспитанницы не сломались духовно, не потеряли веру в жизнь и людей. «Благодаря этому нам удалось сохранить русские души и, может быть, хоть крупицы этих качеств передать нашим детям», — вспоминает выпускница 1932 г. Н. Белавина.


Здание гимназии передали педтехникуму. В дальнейшем здесь располагались различные учебные заведения. В настоящее время здание гимназии является одним из учебных корпусов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления.

7

Чат