Translate

Возрождение казачества

 

Несмотря на огромные людские, материальные, культурные потери в страшные годы гражданской войны, расказачивания, коллективизации, Великой Отечественной войны, донское казачество сохранилось, выстояло.

В донских станицах и городах, в поселках и хуторах в Ростовской и Волгоградской областях (часть территории бывшего Войска Донского после гражданской войны без ведома казаков была передана в состав Волгоградской области, которая тогда называлась Царицынской губернией) проживало очень много казаков.

Долгое время они не могли даже говорить о своем казачьем происхождении. Но большинство не забывало свои исторические казачьи корни и то, что они - казаки.

Кроме этого о существовании донского казачества, его богатой самобытной культуре напоминали сохранившиеся в казачьих станицах и хуторах песни, танцы, обычаи. 

Существовали официальные ансамбли песни и пляски донских казаков. Но главное было в том, что казаки всегда помнили о своем казачьем происхождении, о своей принадлежности к славному казачьему роду племени.

В конце 80 – х гг. во многих городах и станицах Дона начинается активная культурная и просветительская деятельность небольших по численности, но прочно объединенных казачьим духом и идеей возрождения казачества различных общественных и культурных казачьих организаций.

Начинается процесс возрождения донского казачества. культуры, традиций и быта.

30 июня 1990 г. в Москве состоялся Первый Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором было объявлено об образовании Союза казаков.

На этом Круге присутствовали и делегаты донского казачества. Атаманом союза избрали донского казака, уроженца ст.Нижне-Гниловской, А.Г.Мартынова.

В ноябре 1990 г. в Ростове – на – Дону состоялся съезд (Большой круг) казаков Дона.

 Его участники решили образовать Союз казаков Области Войска Донского.

Были восстановлены традиционные символы Войска Донского: донской флаг (сине – желто – красный), донской герб (олень, пронзенный стрелой) и гимн донского казачества («Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон).

Делегаты съезда утвердили Программу и Устав Союза казаков Области Войска Донского.

Первым атаманом донского Союза казаков был избран М. М. Шолохов.

Съезд (Круг) казаков Дона принял специальное обращение ко всем донским казакам, которое называлось «Казачество, просыпайся!». В нем говорилось:

«Донское казачество, просыпайся: судьба России не решается сама собой…Казачество, торопись! Главная задача: поднять каждого и объединиться. Сыны некогда великого Дона! Наши проблемы мы можем решить только всем миром…Сыны Отечества! Возродим уважение к старшим, почитание матери и отца, крепкой семьи. Поможем сиротам и немощным, инвалидам, солдатским вдовам и всем нуждающимся…Великий грех быть недостойным своих предков»

И этот призыв был услышан казаками. Постепенно все больше и больше казаков начинали активную работу по возрождению казачества. В станицах и городах стали образовываться казачьи общества. И всем стало ясно, что донские казаки жили, живут и будут жить, восстановят свою культуру, традиции, обычаи. Они и дальше будут трудиться на благо Дона и России, а если потребуется, то, как и их славные предки, грудью встанут на защиту своего Отечества.

После состоявшегося в 1990 г. съезда (Круга) казаков Дона и образования Союза казаков Области Войска Донского процесс возрождения донского казачества обретает новую силу. В городах, станицах и поселках Ростовской и Волгоградской областей, где живет основная часть донских казаков, буквально с каждым днем росло число участников казачьего движения.

Стали создаваться непосредственно на местах, в станицах и хуторах многочисленные казачьи общества и организации (например, в станицах Боковской, Вешенской, Каргинской, Багаевской, городах Аксае, Новочеркасске, Морозовске, Ростове, Таганроге и во многих других городах, станицах и хуторах). Станичные казачьи общества объединяли всех желающих казаков и их потомков. На своих Кругах казаки избирали атаманов станичных и хуторских обществ и членов правлений. Ими становились наиболее уважаемые казаки. Все члены казачьих обществ проводили большую и полезную работу по возрождению казачества.

Многие культурные традиции, обряды, песни, танцы вспоминались и восстанавливались. Донские казаки стали широко отмечать свои традиционные казачьи и важные религиозные праздники. Большой праздник казаков – День Войска Донского – ежегодно отмечался 14 октября в день «Покрова Пресвятой Богородицы». С казачьей культурой знакомили и подрастающее поколение.

Новый этап в процессе возрождения казачества начался в 1997 г. В этом году появились законы о привлечении казаков на различную государственную службу. Теперь казаки получили возможность работать в государственных органах, служить в армии, на пограничных заставах, охранять важные объекты, природу.

Войском совместно с Департаментом по делам казачества и казачьих учебных заведений существля масштабная и целенаправленная работа по развитию казачьего образования, расширению сети казачьих учебных заведений.
В настоящее время в Ростовской области функционирует 8 казачьих кадетских корпусов. В более 120 учебных заведе-ниях Дона реализуется казачий региональный компонент.
Благодаря сотрудничеству войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» и Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви. Создана Казачья молодёжная организация «Донцы», объединяющая в своих рядах более 20 тысяч человек.

Новочеркасское суворовское военное училище «Донской Императора Александра III кадетский корпус». Казачья молодёжная организация «Донцы»

К концу 1990-х годов движение по возрождению донского казачества преодолело важный этап своего развития, была проделана значительная работа по наполнению процесса казачьего возрождения конкретным содержанием.

В 2000 году состоялось совместное совещание лидеров и атаманов
практически всех существовавших казачьих организаций. На нем было принято решение образовать «Национальный Совет Донских казаков» в качестве высшей организационной структуры всех казачьих организаций Дона. Он стал по настоящему консолидирующим объединенным органом, представлявшим интересы всех входивших в него казачьих организаций.

Важным событием для движения по возрождению казачества стал, состоявшийся в августе 2002 года Съезд Донских казаков, на котором была принята Декларация « Донские казаки являются самобытным народом в общей семье народов Мира», а также о территориальной целостности границ Области Войска Донского.

Он стал важной вехой в процессе объединения казачьих организаций путем выработки направлений и форм их практической деятельности по возрождению казачества. Многие противоречия, существовавшие между общественными и реестровыми казачьими структурами, были преодолены.

Центр движения по возрождению донского казачества и в настоящее время сосредоточен в сфере деятельности реестрового «Всевеликого Войска Донского», оно поступательно развивается не только в области расширения государственной службы казаков, но и в других областях казачьей жизнедеятельности. Донское казачество на рубеже XX–XXI в.в. и на современном этапе
Донское казачество – старейшее в России, на протяжении 450 лет казаки создавали летопись, наполненную важными историческими событиями: защищали границы государства, осваивали новые территорий, участвовали в боевых походах Русской Армии, превращали Дон в экономически развитый и цветущий край. Несмотря на
репрессии и забвение, коснувшееся этого сословия в прошлом столетии, казаки не только выжили, но сохранили и приумножили культуру и традиции своих предков. Казачья культура сохранила изначальную самобытность, именно она определяет истинный облик казачьего возрождения, способствуя восстановлению исходных основ высокой Духовности и глубокого восприятия окружающей действительности.

В современном мире донские казаки продолжают путь предшествующих поколений – воспитывают молодежь и служат России. Уже 30 лет донское казачество находится на этапе возрождения, получая поддержку, проводимого созидательного процесса, как на федеральном, так и региональном уровне.

9 августа 2020 года Указом Президента РФ утверждена Стратегия государственной политики в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы. Целью государственной политики Российской Федерации  в отношении российского казачества является содействие его консолидации сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу, формированию эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной и иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнерства государственных задач в интересах национальной безопасности.

15

Чат