Translate

История Собора

 Вознесенский кафедральный собор — одна из основных достопримечательностей Новочеркасска. Своим величием, красотой наружной и внутренней отделки, убранством он привлекает внимание всех, кому приходится бывать в нашем городе. Четкий силуэт собора хорошо просматривается на гребне Новочеркасского холма и с довольно больших расстояний. Главный строитель Войскового храма К. X. Лимаренко писал: «Возвышаясь над городом, собор, по величине третий в России, своим видом и блеском золоченых куполов манит взор путника за несколько десятков верст...».

Строительство собора завершилось в 1904 году, а его символическая закладка была произведена на сто лет раньше. Согласно генеральному плану новой столицы донских казаков, разработанному крупным градостроителем и фортификатором Ф. де Волла-ном и утвержденному 31 декабря 1804 года императором Александром I, на ее главной площади предусматривалось соорудить Войсковой соборный храм.

В начале 1805 года в резолюции войсковой канцелярии по поводу переселения донской столицы на новое место отмечалось: «...благовременнее всего предполагается начать на оном сооружение каменным зданием собора». Начать-то начали, да никто не мог предположить, что завершить начатое удастся только через сто лет и, что называется, с третьей попытки.

История строительства, пожалуй, не знает подобного случая. И дело не столько в сроках. Иные соборы строили и по нескольку веков. Но чтобы на одном месте, дважды, после обрушений разбирали сделанное до основания и начинали сначала, да каждый раз по новому проекту — такого точно не было! Это и породило немало мифических историй.

Попытаемся же, используя достоверные источники, проследить за ходом этой вековой соборостроительной драмы.

Собор первый


21 мая 1805 года епископ Воронежский и Черкасский Арсений II освятил места под Новый Черкасск, а также под ряд объектов первоочередного строительства, в т. ч. под временную (деревянную) Вознесенскую соборную церковь и собор во имя князя Александра Невского (так по желанию Платова должен был называться до окончания постройки войсковой храм). В свидетельствах того времени отмечается, что особенно торжественно, при большом стечении людей, совершена была закладка собора.

В конце февраля следующего года М. И. Платов получил из С.-Петербурга проекты первых четырех крупных построек и в их числе собора. По рекомендации автора проекта собора, известного в то время архитектора, действительного статского советника Луиджи (Алозия) Руска (1762-1822), для осуществления упомянутых проектов в Новый Черкасск был направлен архитектор Андрей Лавопьер. Однако в последующие пять лет строительство Войскового собора ограничилось рытьем котлована и заготовкой материалов. Озабоченный этим, Платов заключает в 1811 году контракт с Руска.

К осени зодчий прибыл в новый, активно отстраивающийся город. Здесь ему предстояло возвести грандиозный собор в стиле русского классицизма или римской архитектуры, как говорили тогда. Его детище должно было стать крупнейшим российским храмом, Об этом свидетельствуют следующие данные: внешние размеры собора в плане 66x69 метров, высота от поверхности земли до верха креста 64 метра. Вспомним попутно, что более крупный Исаакиевский собор в С.-Петербурге начнут строить в 1818 году, а храм Христа Спасителя в Москве еще позже, в 1832 году.

Собор предполагалось возводить из грушевского камня (известняка-ракушечника). Его фундамент представлял собой сплошную 3,5-метровую плиту из бутового камня на известковом растворе с глубиной заложения около 6 метров. Внутренние своды — кирпичные с прокладкой плит известняка. Фасады собора — западный, южный и северный — оформлялись шестиколонными портиками. Высота колонн около 14 метров (это почти нынешняя пятиэтажка) при диаметре 1,4 метра. Восточный фасад имел полукруглый алтарный выступ, украшенный такими же трехчетвертными колоннами. Колонны и пилястры коринфского ордера были запроектированы из калитвенского дикого камня с чугунными позолоченными капителями. Из такого же камня предполагалось выполнить карнизы, сандрики, полы и ступени.

Главный купол покоился на барабане диаметром 20 метров, а четыре малых — на барабанах диаметром около 11 метров. Все барабаны прорезаны арочными оконными проемами, простенки которых также оформлялись трехчетвертными колоннами коринфского ордера. Купола предполагалось выполнить на металлических стропилах с покрытием листами красной меди с последующей их позолотой. Завершались купола позолоченными шестиконечными крестами на «яблоках». Колонны и стены храма проектировалось отделать фальшивым мрамором и лепными позолоченными деталями. В отделке окон и дверей намечалось широко использовать бронзовые украшения.

Как видим, Новочеркасский собор действительно мог стать заметным явлением в ряду крупнейших культовых сооружений Европы.

С приездом в Новый Черкасск автора проекта руководство по возведению собора было возложено на его родного брата Иеронима Руска. Работы в котловане заметно оживились, но ненадолго. Начавшаяся война с Наполеоном вынудила казаков переключить свои силы и средства на ратные дела. Но как только баталии закончились, атаман Платов снова обращает свои заботы на город и собор.

В декабре 1815 года из Варшавы он предписывает войсковой канцелярии в обязательном порядке с лета 1816 года возобновить постройку соборного храма.

Платов, как непосредственный участник Отечественной войны, много сделавший для ее успешного исхода, строительством величественного собора мечтал создать достойный этого события памятник. В соборе предполагалось разместить войсковые регалии, а вокруг него установить десять пушек, отбитых донцами у французов. В своем намерении атаман пользовался поддержкой большинства казаков.

В 1816-17 годах дела на стройке заметно продвинулись: кладка стен была доведена до перемычек главных окон.

Со смертью Платова в январе 1818 года работы на соборе опять приостановились. В 1819 году место Руска занял бывший воронежский губернский архитектор Амвросимов. К 1822 году наружные стены довели до уровня капителей (примерно до 15-метровой отметки), а внутренние до пят главных арок и сводов. Это был какой-то роковой рубеж. Скончался автор проекта собора, а стройка замерла на двадцать два года.

Причин к столь длительному перерыву в строительстве было много: и появившаяся в южной стене трещина, и недостаток материалов, но главная — усилившееся недовольство казаков выбранным Платовым и Ф. де Волланом местом для их столицы. Ставился даже вопрос о нецелесообразности дальнейшей застройки Нового Черкасска и необходимости переноса столицы Земли Войска Донского в станицу Аксайскую.

Судьбу нового города и его главного собора решил император Николай I, посетивший Новый Черкасск в 1837 году. Осмотрев собор, он посчитал трещину не опасной и приказал возобновить его сооружение.

Но потребовалось еще более шести лет, чтобы сдвинуть стройку с мертвой точки. Продолжались споры о надежности возведенного, в проект вносились изменения, касающиеся внешнего вида храма, пересчитывалась смета. Лишь в феврале 1844 года было утверждено «Положение о комиссии для достройки соборного храма в Новочеркасске». Возглавил соборостроительную комиссию начальник штаба Войска Донского генерал-лейтенант М. Г. Хомутов. Производителем работ был назначен архитектор И. О. Вальпреде (Вальпред, Вальпреда), которому предстояло стать главным героем второй части соборостроительной драмы.

Начало деятельности комиссии было ознаменовано грандиозным торжеством. Более 10 тысяч горожан, заполнивших Соборную площадь, приветствовали возобновление работ.

Длительный перерыв в строительстве привел к повреждению верхних частей стен. Пришлось снять от 3 до 7 рядов прежней кладки. Затем более 1000 строителей и рабочий полк энергично приступили к работе. Планировалось закончить вчерне все работы в 1847 году, а еще через два года и отделку.

Но донцам не суждено было видеть этот собор законченным.

Вечером 29 августа 1846 года городской холм содрогнулся. Это обвалился главный купол строившегося собора. Трагедия произошла, когда до завершения кладки главного купола оставалось меньше полутора метров.

Весть о том, что собор, сооружения которого жители Земли Войска Донского ожидали так долго, обрушился, быстро разнеслась по округе, докатилась она и до С.-Петербурга. Получив донесение атамана, император поручил специальной комиссии исследовать причины разрушения собора и представить новые предложения о его постройке.

В акте комиссии главными причинами разрушения собора названы: недостаточная прочность материалов и низкое качество работ. Вот лишь одна выдержка из этого документа: «Стены, столбы и арки сложены из ноздреватого известняка, который при сильном давлении рассыпается; каменная кладка не имеет внутренней поперечной перевязки, отчего стены раздвоились и сползли целыми глыбами; оказался слабым и известковый раствор». А этот раствор составлял чуть ли не половину массы фундаментной плиты, вместо положенных 25-30 процентов.

На докладе комиссии Николай I сделал следующую резолюцию: «Сломать зимой, буде можно, разобрать материал от обрушения, разложить на годный и негодный, и составить теперь же новый проект в византийском вкусе (т. е. стиле — В. Р.), поручив архитектору Тону».

Так драматично закончилась история сорокалетней постройки первого варианта Войскового собора в Новочеркасске.

Собор второй

Неудача, постигшая в 1846 году строителей собора, повергла донцов в печаль и скорбь. Надежду на скорое сооружение нового варианта собора, как уже отмечалось, давала поддержка императора Николая I. Срочно был заказан новый проект Войскового храма. Его разработал знаменитый в то время архитектор К. А. Тон, автор многих крупных зданий, в т. ч. строившегося в Москве Храма Христа Спасителя, родоначальник русско-византийского стиля. Тем не менее, представленный им в начале 1847 года проект из-за высокой сметной стоимости был отклонен.

Очередной проект было поручено разработать строительному академику Ивану Осиповичу Вальпреде (1805-1870-е), который составлял смету на предыдущий и, конечно, постарался не превышать установленных пределов. Стоимость его проекта определялась в 640 тыс. руб. 16 апреля 1850 года проект Вальпреде был утвержден и в ноябре того же года произведена закладка второго собора. На этой торжественной церемонии присутствовал цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.

Собор Вальпреде коренным образом отличался от неудавшегося предшественника. В его эклектичной архитектуре наряду с элементами, присущими русским храмам, явно ощущалось влияние псевдоготики. Это было сравнительно узкое и длинное здание (около 82 м) с высокой колокольней (84,5 м) на довольно большом относе от основного объема и соединенной с ним переходом. Стены собора, прорезанные большим количеством высоких арочных проемов, оформлялись лопатками (пилястрами), поясками, горизонтальными и ломаными карнизами. Входы в храм с трех сторон акцентированы крыльцами, крыши которых увенчаны небольшими шатровыми башенками. Восточный алтарный выступ также завершен башенкой, но иной формы. Луковица главного купола опирается на ажурный двухъярусный барабан. По углам основного объема установлены еще четыре шатровые башенки. Квадратная башня колокольни на высоте примерно 55 метров переходит в восьмигранник с крутой шатровой крышей. Все купола и шатры завершались крестами на «яблоках».

Собор решено было возводить из кирпича. Контракт на строительные работы получил отставной подпоручик Садомцев.

С самого начала строительства стали возникать разногласия относительно качества кирпича. Вопреки мнению автора проекта, считавшего кирпич, поставлявшийся Николаем Рубашкиным, вполне пригодным для постройки, члены соборостроительной комиссии признавали этот кирпич «вовсе непригодным для собора, а в особенности для фундамента его». Однако при очередном ос-
видетельствовании выполненных работ осенью 1852 года было признано, что они производились «с отличною чистотою, правильностью и прочностью, а материал употреблен хорошего качества». К подобному выводу приходили комиссии и в последующие два года. И все же сомнения в качестве материалов послужили причиной пятилетней приостановки строительства.

Возобновилось оно лишь в 1857 году. Подрядчик Садомцев обязался построить собор вчерне к 1 октября 1861 года, т. е. ко дню 50-летия начала строительных работ на первом соборе. По другим данным, наказный атаман М. Г. Хомутов таким образом хотел отметить 50-летие своей службы (в 1812 году он окончил Пажеский корпус).

Назначенный срок оказался нереальным и дважды корректировался. Вальпреде, осуществлявший авторский надзор за строительством, оправдывал подрядчика: «...сооружения, подобные Новочеркасскому собору, не могут быть возводимы с обыкновенной поспешностью, без особого для них вреда».

И все же темпы возведения собора резко возросли. Если за десять предыдущих лет его вывели до половины, то вторую половину хотели завершить менее чем за два года. Такая поспешность привела к печальным последствиям. В полночь с 10 на 11 июля 1863 года главный купол собора обрушился внутрь здания и увлек за собой часть одного из малых куполов и пять боковых сводов северной части.

По счастливой случайности обвалы первого и второго соборов обошлись без человеческих жертв.

В августе в Новочеркасск прибыла комиссия авторитетных военно-инженерных специалистов. Единственной причиной падения купола комиссия назвала излишнюю поспешность работ на завершающем этапе и решительно высказались за необходимость достройки собора. После такого заключения наказный атаман П. X. Граббе получил телеграмму из С.-Петербурга с повелением немедленно приступить к окончанию постройки Войскового храма. Воля императора Александра II была подтверждена и в августе следующего года в циркуляре Военного Совета, в котором соборостроительной комиссии указывалось: «1) причину обрушения купола не вменять в вину строителя и дело это оставить без дальнейшего преследования; 2) принять к исполнению проект достройки собора, с тем чтобы купол над главным алтарем был сделан сходным с прочими куполами; 3) работы по достройке рассрочить на два года; 4) выполнение работ предоставить прежнему строителю собора академику Вальпреде».

Для заказа и закупки строительных конструкций, переплетов и цемента решено было командировать И. О. Вальпреде за границу. Но из-за скудности войсковых капиталов эта поездка не состоялась. Собор к этому времени очистили от обрушившейся кладки, восстановили внутренние леса и сделали над провалом временную крышу. На этом работы прекратились.

Новым положением Военного совета предлагалось начать достройку собора с 1869 года и закончить ее в течение двух лет. Но работы не начались. Шли споры вокруг конструкции главного купола: делать ли его, как прежде, кирпичным или по стальным стропилам, что требовало дополнительных затрат. Под шумок этих споров была ликвидирована комиссия по достройке собора. Её заботы переложили на комитет по устройству города (строитель собора вошел в его состав). Вальпреде отстранили отдел и отправили на пенсию.

В начале 1872 года особый комитет сделал новое заключение о необходимости и возможности достройки собора, надежность которого доказало время. За девять лет после обрушения купола никаких изменений не было замечено. Однако у этого комитета нашлись серьезные оппоненты, доказывавшие, что «собор построен на фундаменте из дурного кирпича, что вообще прочность этого сооружения не благонадежна, что лучше взамен его построить новый собор меньших размеров и на новом месте». Суждение, относящееся к качеству фундаментов, полностью подтвердилось во время разборки собора. Вот что писал по этому поводу журналист А. Карасев: «...архитектор Ященко пригласил меня в яму, в которой остался старый фундамент. Он давал мне в руки целые кирпичи, которые можно было разламывать на какие угодно куски при самом ничтожном усилии. Кроме того, я собственной палкой расковыривал остатки фундамента и находил там среди мелкого кирпича и камня разный сор и стружки».

Кстати, упомянутый архитектор Ященко в 1875 году был включен в очередную комиссию, которая решила судьбу незадавшейся стройки. Ему было поручено представить проект по достройке собора, что он и сделал в 1877 году. Однако инженерный комитет, рассмотревший новое предложение, постановил: «Оставить представленный проект без последствий и вместо предлагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же Войска Донского; и только при неимении в Новочеркасске соответствующего для собора удобного места, возвести оный на прежнем месте, по другому, более изящному и удобному для молящихся проекту с издержкой не более 800 тыс. рублей». В этом предписании явно ощущается веяние времени. Ведь в ту пору в Москве завершилось строительство Храма Христа Спасителя в русском стиле, вытеснившим из церковного зодчества России так называемый готизм.

Извещая об этом постановлении наказного атамана, комитет интересовался, на кого он мог бы возложить составление проекта нового храма. В середине февраля 1880 года начальник главного управления казачьих войск в письме к атаману Н. А. Краснокутскому выразил пожелание поручить это архитектору А. А. Ященко, год назад ставшему академиком архитектуры. По его расчетам на строительство нового собора требовалось 625 тысяч рублей. Правда, фактическая стоимость замыслов зодчего превысила эту сумму в три раза. Но это выяснилось потом. А тогда было принято решение: обрушившийся собор разобрать и на этом же месте строить новый. 17 мая 1880 года император Александр II утвердил этот план действий. 27 августа торговый казак Н. И. Лимарев получил по конкурсу подряд на сломку собора. Разборка собора закончилась в октябре 1882 года, т. е. через 32 года после его закладки.

Таким образом, и вторая попытка строительства собора в новой столице области Войска Донского потерпела крах.

Собор третий

Итак, было решено начинать все сначала. Но сделать это оказалось не просто. Под обломками двух неудавшихся соборов были погребены огромные по тем временам средства — около трех миллионов рублей. Для того чтобы собраться с силами для нового строительства, потребовалось много времени. Но от намеченного основателем города атаманом М. И. Платовым казаки не отступились.

Проект третьего собора, как уже известно, был заказан академику архитектуры А. А. Ященко. В городе его хорошо знали по ряду построенных им значительных зданий и по активному участию в судьбе второго собора. В марте 1891 года его проект Войскового собора в нововизантийском стиле, совершенно отличный от двух предыдущих, был утвержден. Для его реализации учредили соборостроительную комиссию. Уже в августе под руководством Ященко началась подготовка котлована под собор и заготовка материалов. В следующем году котлован довели до проектной глубины (более 14 метров) и началось возведение фундамента в виде сплошного массива бутовой кладки из песчаника на цементном растворе. Для контроля качества используемых строительных материалов была создана специальная лаборатория, а позже строительство было оснащено собственными водопроводом и даже электростанцией.

В 1893 году Александр Александрович Ященко скоропостижно скончался. На его место, в качестве руководителя строительством, заступил архитектор И. П. Злобин. В том же 1893 году, после завершения подготовительных работ, в торжественной обстановке была совершена официальная закладка соборного храма.

Следующие два года шла кладка подвальной части собора. Кстати, в связи с большой потребностью качественного кирпича (всего на возведение собора израсходовано около 15 миллионов штук) в городе был построен кирпичный завод производительностью 2 млн. штук в год.

В 1896 году в строительстве собора произошла непредвиденная заминка. Обнаружившаяся экономия в кирпиче вызвала сомнение в правильности постройки. Комиссия, назначенная Войсковым наказным атаманом князем Н. И. Святополком-Мирским, констатировала небольшие отклонения от проекта, и работы были приостановлены. В Новочеркасск прибыл инженер-полковник К. X. Лимаренко, который произвел тщательную проверку выполненных работ. Было установлено, что глубина заложения фундамента и общая его площадь несколько уменьшены против проектных, а часть бутовой кладки фундаментной плиты имеет недостаточную прочность. Учитывая это, Лимаренко предложил облегчить верхние части постройки за счет применения пустотелого кирпича, а купольные своды выполнять не кирпичными, как в проекте, а тонкостенными железобетонными, что сделает их более легкими без ущерба для прочности. Это было очень смелое инженерное решение. Ведь идея железобетона, предложенная французским садовником Монье, к тому времени еще не имела достаточного теоретического обоснования. Но, как теперь мы знаем, «рацпредложение» Лимаренко вполне себя оправдало.

Распоряжением Военного министерства Константин Христофорович Лимаренко был назначен главным строителем собора, а его помощником — гражданский инженер С. И. Болдырев, впоследствии ставший автором проектов многочисленных построек в городе и области.

В 1897 году были переделаны некоторые конструктивные элементы подземной части, завершено возведение верхнего подвала и перекрытий, началась кладка цоколя из гранитных блоков весом от 0,8 до 1,5 тонны. В следующие два года были выполнены основные работы по кладке надземной части собора.

К концу 1900 года собор вчерне считался законченным. Основным событием того года, безусловно, было возведение железобетонной полусферы главного купола с внешним диаметром около 21,5 метра. Его бетонирование потребовало 36-часовой непрерывной и напряженнейшей работы строителей. Купола, поверх железобетонных оболочек покрытые слоем утеплителя (пробковая крошка и опилки с глиной), формировались металлическими стропилами, к которым крепились медные листы, а уже по ним наносилась позолота. Над всеми куполами были поставлены позолоченные восьмиконечные ажурные кресты, а на колокольне подвешены колокола.

В 1901 году закончились штукатурные и скульптурные работы, установлены стальные переплеты и остеклены специальным, утолщенным стеклом все 136 окон. Фирма «Зигель» оборудовала собор системой отопления и вентиляции. Входы в собор оформились гранитными крыльцами. Остались работы по окончательному оформлению интерьеров.

Таким образом, через 10 лет после начала работ в котловане Новочеркасск украсился грандиозным культовым сооружением, сохраняющим господствующее положение в композиционной структуре города и в наши дни. Вознесенский собор оказался третьим не только по числу попыток возвести главный храм донского казачества, но и по своим размерам, т. к. уступал тогда лишь Исаакиевскому собору в С.-Петербурге да Московскому храму Христа Спасителя. Вот его параметры: размер собора в плане снаружи 62 м х 70 м, высота надземной части 74,6 метра, вместимость — до пяти тысяч человек. Подземная часть представляет собой двухъярусный подвал. Затраты на строительство собора составили около двух миллионов рублей.

К концу 1904 года в соборе были завершены все оформительские работы, стоимость которых составила более четверти всех затрат на его возведение. В том же году на Соборной площади открыт прекрасный памятник Ермаку, ставший своеобразной эмблемой города. Весной 1905 года закончили благоустройство обширной Соборной площади. И, наконец, ровно через сто лет после закладки собор был торжественно освящен. Деревянный же (считавшийся целый век временным) Вознесенский кафедральный собор разобрали, а новый принял на себя все его Функции. По этому поводу К. X. Лимаренко писал: «...после столетнего периода ожидания, Войско Донское имеет в своем областном городе величественный собор, представляющий собой прекрасный памятник нового византийского стиля и являющийся одним из лучших храмов этого стиля во всей России».

Однако творению Ященко долгое время отказывали в признании его архитектурных достоинств. И это вполне объяснимо. В период, когда собор строился, господствующим в архитектуре стал стиль «модерн». На смену ему пришел конструктивизм. Сторонникам и того, и другого стилей архитектура Новочеркасского собора была чуждой. В советское время чуждыми и даже враждебными оказались вообще все культовые постройки. Их просто стали уничтожать. В 20-30-х годах волна вандализма прокатилась «по всей Руси великой». Вознесенский собор чудом уцелел, но оказался ободранным и разграбленным. А горе-специалисты «подливали масло в огонь», утверждая, что с точки зрения архитектуры собор не представляет интереса, т. к. в нем нет чистоты стиля, он эклектичен. Больше десяти лет храм пустовал. Лишь в конце 1942 года собор был возвращен верующим. Подвалы же храма еще долго служили хранилищем зерна.

В 1950-51 годах обнаженные ребра стропил на куполах наконец-то покрыли цинковыми листами. Затем были проведены ремонтные и частично реставрационные работы. И только с середины 70-х годов о соборе стали писать как о достойном внимания архитектурном сооружении. Он был признан памятником архитектуры республиканского значения.

В 1989 году, после 60-летнего молчания, подали голос колокола кафедрального собора, а вскоре его купола снова покрылись паутиной строительных лесов. Началась очередная реставрация, обещавшая возвратить собору его первоначальный облик. Оцинкованные листы заменили медными. Казалось, многолетняя драма собора подходит к благополучному концу. Но не тут-то было. Экономический хаос, воцарившийся в стране в 90-х годах, приостановил работы на соборе. Обшарпанный, с почерневшими куполами, с затопленным нижним подвалом, собор простоял еще десять лет. И только к концу 2000 года наконец-то нашлись необходимые средства на проведение основательной реставрации главной достопримечательности Новочеркасска. Весной 2001 года специалисты ООО «Реставратор» (директор В. Н. Базалев) из ассоциации «Ростовский строительный дом» приступили к работе. Исполнением проекта реставрации фасадов собора, выполненного архитектором Ю. Н. Солнышкиным, руководил прораб А. В. Малько. 18 сентября 2001 года состоялась общегородская презентация отреставрированной фасадной части Вознесенского собора. К концу 2002 года наружные работы на соборе (кроме золочения куполов) были закончены. На них затрачено 50 млн. рублей.


3

Следующая страница>>>

Чат