Translate

Индустриализация: НЭВЗ

 

Можно с полным правом сказать, что подлинное развитие отечественное электровозостроение получило после организации в 1946 выпуска электровозов на НЭВЗе. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по выпуску электровозов. Однако следует напомнить, что первоначально Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. С большими трудностями начиналась эта огромная стройка в голой степи в нескольких километрах от Новочеркасска.

Недалеко было положено начало нового посёлка паровозостроителей, впоследствии названного Соцгород. Завод строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие объекты. В годы войны завод был эвакуирован на Урал, в город Воткинск, где выпускал и ремонтировал оружие. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод.


После освобождения Новочеркасска в 1943 году завод восстановили. 6 ноября 1945 постановлением Правительства СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов. Первый электровоз был выпущен 7 марта 1947, а с 1948 завод приступил к серийному производству. Наряду с выпуском магистральных электровозов, завод в течение 1952-1956 изготовил несколько сот промышленных электровозов, в том числе и на экспорт в другие страны.

  В 1958 при НЭВЗе создан Научно-исследовательский институт электровозостроения, позднее реорганизованный во Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (ВЭлНИИ). С этого момента создание новых конструкций электровозов и освоение их производства осуществляется в тесном взаимодействии НЭВЗа и ВЭлНИИ.

В период с 1961 по 1975 НЭВЗом совместно с ВЭлНИИ разработаны конструкции и освоено производство нескольких новых типов магистральных электровозов: шестиосные ВЛ60к с пассажирской модификацией ВЛ60пк, восьмиосные ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80р.


НЭВЗ уделял большое внимание социальной сфере. Завод имел свою медсанчасть, несколько здравпунктов, 12 детских учреждений, девять столовых, несколько кафе, более двадцати буфетов, Дворец Культуры, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион.  С 1978 с целью резкого увеличения количества выпускаемых электровозов на заводе проводилась реконструкция. Главная цель реконструкции — выпуск, начиная с 1985 по 470 электровозов ежегодно. НЭВЗ за производственные успехи был награждён орденом Ленина.

После развала СССР в 90-е годы завод пережил трудные времена, но выстоял перестроился и начал выпускать новые современные локомотивы, востребованные в стране и за рубежом.

История НЭВЗа продолжается. Несомненно, что это предприятие с большой и славной историей, которым должны гордиться не только его труженики и ветераны, город Новочеркасск, но и вся Ростовская область.

НЭВЗ СТРОИТСЯ, НЭВЗ СТРОИТ…


С самого первого дня, когда только в степи под Новочеркасском стали делать разметку под будущие заводские цеха, возник многострадальный «жилищный вопрос». И пусть первые строители паровозостроительного ютились в землянках, снимали углы в куренях хутора Яново, руководство уже тогда планировало создание трех жилых массивов, расположенных вблизи завода. Рабочий городок был именно таким — рабочим, барачного типа, жилье временное. Соцгород планировался настоящим городом будущего — капитальные многоэтажные здания, широкие улицы, все, как в Новочеркасске. И небольшой по размеру Жилучасток — невысокие, всего три этажа, однотипные дома. Да и вдобавок еще индивидуальную застройку разрешили вести, землю выделяли, стройматериалами помогали.
Историю жилищного строительства НЭВЗа можно условно разделить на три этапа — довоенный (жилые дома, школа, училище и пр.), послевоенный, когда восстанавливалось разрушенное и спешно возводилось новое жилье. И современный период строительства — с 1978 по 1993 год, который можно смело назвать «молодежным». Потому что так решили назвать новый микрорайон, возводимый для электровозостроителей.
Этот современный жилмассив — с девятиэтажными домами, разветвленной инфраструктурой, улучшенными коммуникациями — должен был стать малой родиной для тысяч электровозостроителей. Судите сами, за пятнадцать лет строительства было сдано 170 тыс. квадратных метров жилья. Вырос настоящий маленький город, основу которого составили 37 многоквартирных домов. Были построены два общежития, магазины, кафе, новая школа, два блока обслуживания, библиотека, торговый центр, АТС. Расселялись старые бараки Рабочего, молодые специалисты, пришедшие на НЭВЗ, тут же получали жилье. Это были «золотые денечки» завода. Согласитесь, что человек, спокойный за свой «тыл» — семью, трудится с полной отдачей. Да, именно тогда завод находился на пике развития. Новые типы электровозов, сотрудничество с зарубежными партнерами, успешное внедрение новинок … И постоянное, планомерное развитие социальной сферы. На все находились и деньги, и время.


И, словно оправдывая название, в микрорайоне одна за другой гремели свадьбы, молодожены получали ключи от новых квартир (пусть даже и малосемейка, все-таки свое жилье!). Именно для них, тех, кому предстояло стать кадровыми рабочими, завод и построил четыре детских сада, молочную кухню на 2 тысячи порций питания в день. Растите, взрослейте, мужайте, дети и внуки электровозостроителей. Благоустраивалась территория, высаживались деревья. Почти в каждом дворе были детские площадки. Да, были и жалобы на отсутствие культурного центра, но ведь Соцгород рядом, а там прекрасный Дворец культуры. Так что желающие приобщиться к миру прекрасного находили возможности.

Руководство понимало важность пополнения заводского рабочего класса подготовленными специалистами. И в микрорайоне был построен настоящий учебный комплекс — СТПУ-53 — с корпусами для занятий, мастерскими и лекционным залом, оборудованным киноустановкой. Таким образом, был решен еще и вопрос вечернего досуга — желающие могли посмотреть художественный фильм, послушать концерт. В новое здание был переведен и заводской профилакторий. Работники НЭВЗа могли после работы посетить врачей и получить все необходимые процедуры. «Заводской санаторий» — так любовно называли они это лечебное учреждение.


Надо отметить, что у заводчан сложилось особое отношение к Молодежному. Старожилы до сих пор помнят, что при минимальном количестве урн на улицах было чисто. А, может быть, просто тогда не было разных «Сникерсов» и «Кириешек»? Но как бы там ни было, жители старались сами наводить порядок у своих домов. Вся территория микрорайона была поделена на участки и закреплена за отдельными цехами. Вывозили мусор, следили за деревьями, старые спиливали и убирали, тротуары, мостовые — все было в полном порядке! Все автобусные остановки в Молодежном сделаны были руками заводчан.

Да что говорить, в те времена даже свои мосты были у завода. Целых четыре! Железнодорожный, подземный переход с Соцгорода и два речных — Яновский и Агролесовский. И за все отвечал завод! Только в 2000 году город принял их на свой баланс.

Создавая будущее, сохраняем традиции

Новый этап развития НЭВЗа наступил, когда в 2003 году он вошёл в состав АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Завод получил возможность практически ежегодно создавать новые образцы техники.

У НЭВЗа современная производственная база. В его состав входят цеха основного и вспомогательного производства, испытательный центр электровозов с обкатным полигоном (длина обкатного кольца 7,4 км), метрологический, вычислительный и учебный центры. По уровню технологической организации НЭВЗ был и остаётся ведущим в отрасли.

На НЭВЗе в сжатые сроки был освоен выпуск электровозов переменного тока с асинхронным тяговым приводом «Скиф» – 2ЭС5С и 3ЭС5С, собранных из российских комплектующих. Их производительность в 1,5 раза выше зарубежных аналогов, а стоимость жизненного цикла на 18% меньше. Завод также производит грузовые электровозы переменного тока ЭС5К «Ермак» и постоянного – ЭС4К «Дончак», пассажирские ЭП1М и ЭП1П, двухсистемный ЭП20 «Олимп». Создав в 2014 году машину 4ЭС5К, заводчане обновили рекорд мощности (12 240 кВт в продолжительном режиме) и вернули себе статус производителей самых мощных электровозов в мире. Все эти машины надёжны и могут работать в жёстких климатических и сложных рельефных условиях. Они водят составы, перевозящие 60% всех грузов в России, странах СНГ. Также электровозы НЭВЗа работают в Финляндии, Польше и Китае. С 2004 года с завода вышло около 17 тыс. локомотивов свыше 65 типов.

Объёмы выпускаемой продукции и, соответственно, доходы от продаж растут. По сравнению с 2004 годом эта статья доходов увеличилась в 12 раз. Инвестпрограмма завода на 2022 год составляет порядка 1,77 млрд руб. Основная доля этих средств направляется на цифровизацию, реструктуризацию производства.

НЭВЗ – крупнейший работодатель Ростовской области.

На предприятии особое значение придаётся техническому перевооружению производства. Запуск нового оборудования позволяет внедрять современные технологии, повышать качество узлов и деталей, увеличивать производительность труда. Рост производительности труда на НЭВЗе в 2020 году составил 44% вместо ожидаемых 10%, а в 2021-м она выросла на 68%. По итогам Всероссийской премии «Производительность труда: лидеры промышленности России – 2021» завод вошёл в топ-30 лидеров машиностроения России.

Чтобы повысить производительность труда, предприятие реструктуризирует производственную систему. В 2021 году был внедрён эталонный поток изготовления серийных электровозов «Ермак». Реализация проекта проводилась в рамках концепции развития производственной системы на предприятиях ТМХ. Такая организация производства позволяет запланировать ритмичную поставку материалов, синхронизировать численность персонала, выполнить требования заказчика по качеству продукции, её стоимости и срокам поставки, а также равномерно загрузить мощности.

Девиз НЭВЗа: «Создавая будущее, сохраняем традиции». И развитию предприятия помогает опыт старшего поколения и профессионализм молодых, которые продолжают историю завода своим трудом.


12

Чат