Translate

Казаки после 1945 года

 

После Великой Отечественной войны казачьи сообщества еще сохраняли особый статус в составе колхозного крестьянства, который они получили во второй половине 1930-х годов. В послевоенный период 1950-1980-ег.г. казачество постепенно «растворялось», как социокультурная группа, этнически и социально ассимелировалось, унифицировалось в среде сельского колхозного и городского населения, постепенно теряя при этом самое главное – этнокультурную самоидентификацию.

Традиционная культура казачества стремительно теряла позиции. Дополнительным ударом по культурным традициям стало развернувшееся при Хрущеве очередное наступление на православную церковь и верующих.

Музыкальную комедию «Кубанские казаки» в 1949 году снял режиссер Иван Пырьев по сценарию Николая Погодина. Премьера картины состоялась 26 февраля 1950 года. Она стала лидером проката и собрала около 40 млн зрителей.

По сюжету два кубанских колхоза соперничают в социалистическом соревновании. В Курганинском районе снимали сцены ярмарки, декорации для которой возводили с нуля, в Новокубанском районе прошли съемки свадьбы, а в Гулькевичском районе — скачки на ипподроме совхоза-миллионера «Кубань».

Фильм с большим успехом прошел в советском прокате, а песни из картины обрели всенародную популярность. Однако в 1956 году Никита Хрущев заявил, что картина слишком приукрашивает действительность, и «Кубанские казаки» на 12 лет пропали с экранов.

Только в 1968 году фильм вернули зрителям — его отреставрировали, отредактировали и переозвучили.

Несмотря на то, что картина произвела большое впечатление на людей, фильм получил немало критики. Его обвинили в лакировке действительности и неверном отображении жизни в советской деревне. Быт слишком идеализирован — не показаны трудности жизни в послевоенное время, а как таковой конфликт вообще отсутствует. По мнению критиков, зритель видит только столкновение «хорошего с лучшим».

Однако фильм давал надежду: в нем зрители пытались увидеть счастливое будущее — замечательную послевоенную жизнь. Он позволял отвлечься от проблем, нищеты и всех тягот реальной жизни. В «Кубанских казаках» было счастье народа.


Важную роль в сохранении исторической памяти и этнокультурных традиций казачества сыграл М.А.Шолохов Он сумел привлечь внимание советской и мировой общественности к казачьей проблеме, не только своей гениальной творческой работой писателя, создателя «Тихого Дона» и «Донских рассказов», но и реальной помощью, как избранный донским населением депутат Верховного Совета РСФСР и СССР. Он принял непосредственное участие в создании и государственной поддержке ряда казачьих исторических музеев - заповедников, фольклорных казачьих коллективов Ростовской области в 60-е - 80-е годы ХХ века.

Возрождение казачества постепенно началось только во второй половине 1980-х годов. В конце 1980-х – начале 1990-х годов возникло общественное движение за возрождение казачества, оказавшее существенное влияние на общественные процессы в Ростовской и Волгоградской областях. Политический и экономический кризис тех лет подтолкнул к созданию общественно-патриотических движений под лозунгом "Возродим казачество – возродим и Россию!".

Знаковым событием в современной истории донского казачества стал Большой круг союза казаков Области Войска Донского. Он состоялся в ноябре 1990 года. На нем был избран первый атаман Войска Донского Михаил Михайлович Шолохов, сын знаменитого донского писателя. Круг завершил работу принятием манифеста "Казачество, просыпайся!".

13

Чат